« Предыдущая | Следующая»

«Опыт и практика формирования толерантности у молодежи»

2011 Девятая территориальная ярмарка образовательных ресурсов. Секция воспитателей ДОУ

Автор: педагог ДО Сивцова Александра Викторовна, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «УМЕЛЕЦ» г.о. Новокуйбышевск


Россия – страна многонациональная, многоконфессиональная, поликультурная, поэтому проблемы формирования толерантного межэтнического взаимодействия приобретают особую актуальность в современной российской действительности. Поликультурное пространство, участниками которого мы являемся, ставит задачи формирования у личности основ позитивного отношения к представителям иных этнических общностей.  Между тем, многочисленные исследования доказывают, что отношение к чужим этническим общностям часто строится на негативных стереотипах и предрассудках, которые препятствуют позитивному межэтническому взаимодействию, основанному на диалоге и сотрудничестве. Опыт собственных наблюдений показывает, что негативные стереотипы рождаются там, где нет реального образа своей и иной культуры. Последние годы характеризуются катастрофическим ростом всевозможных форм асоциального поведения в молодежной среде. Поэтому очевидной является необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию толерантности у молодежи.

    В настоящее время  одной из национальностей, к которой сформировалось крайне негативное отношение, являются цыгане.

    Лицо цыганской национальности" – это унизительный штамп. Его применяют в криминальной хронике, рассказывая о преступниках цыганского происхождения. Однако давайте подумаем: что такое вообще – лицо национальности?

    Лицо – это то, что представляет человека. А значит, лицо национальности – это люди, представляющие свой народ, его лучшие представители.

     Так, лицом русских можно назвать Пушкина, Толстого, Репина, Шишкина, лицом украинцев – Шевченко, Бубка, Дьяченко, лицом французов – Мольера, Верна, Гюго и так далее. Лучшие из лучших - эти люди представляют свои народы. Почему о цыганах судят по худшим из худших, образно говоря, не по лицу? Разве воры, мошенники, наркоторговцы должны представлять какую-либо национальность?

     Оказывается и у цыган есть лицо национальности.  Это  Народный артист СССР, удостоенный  титула «Человек мира» Николай Сличенкою  Это Михаил Эрденко – чьим именем назван международный музыкальный конкурс юных скрипачей и виолончелистов. Не мало есть людей,  слышавших имя цыганской джаз-певицы и исполнительницы романсов Валентины Пономарёвой. Одной из исполнительниц роли Эсмеральды в мюзикле "Нотр-Дам" в России была цыганская девушка, певица Диана Савельева. В 19 веке бешеную популярность имели хористки Степанида Солдатова, Варвара Панина, а также хорошо известная пушкиноведам Татьяна Демьянова. Цыганский театр "Ромэн" был и остаётся основной достопримечательностью Москвы.

 

    До определенного времени  я также принадлежала к сторонникам негативного отношения к цыганской национальности. Опыт формирования толерантности к другим этническим группам, и в частности, к цыганам изначально я получила в моей семье.  

     Осенью 2008 года я была студенткой 2-го курса отделения хореографии областного училища культуры.  Моя мама обратилась ко мне с необычным предложением -  принять участие в создании цыганского музыкального коллектива.

    Мы живем в городе Новокуйбышевск. В состав нашего городского округа входит поселок Липяги, где проживает много цыганский семей. Единственным социальным объектом в данном  частном секторе  является общеобразовательная школа, около 80%  учащихся цыганские дети. Первоначальной целью предложения моей мамы, как лидера общественной организации, была профилактика безнадзорности, алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи.

Несомненно, такое предложение меня сначала смутило, но убедительная информация,  которую предоставила мне мама: о таланте цыганского народа и о творчестве знаменитых цыган, о геноциде  со стороны фашистов, помогла  мне дать положительный ответ.

      Мы обратились с нашим предложением к директору школы и получили согласие на организацию танцевального кружка на волонтерской основе, но с привлечением детей и подростков не только из среды цыганских семей. Таким образом, начиная с сентября 2008 года, три раза в неделю мы приезжали в липяговскую школу и с 6 до 9 часов вечера мы занимались с ребятами. Конечно, было не просто найти точки соприкосновения с цыганскими подростками и молодежью. Они держались особняком даже с однокашниками другой национальности. Очень настороженно относились к нам, как бы ожидая какого-то подвоха. В общении были замкнуты, говорили о том, что люди их не любят, и они стараются скрывать свою национальность, особенно, девочки.         Для того чтобы установить доверительные отношения мы старались больше узнать об истории, быте, законах цыганского народа и в Интернете брали всевозможную информацию. Узнали о том, что цыгане не однородная этническая группа, они делятся на несколько групп, слабо связанных друг с другом; наши цыгане относятся к группе  «рома», т.е. русские цыгане, которые появились в России  в 18 веке, а гонения на цыган в нашей стране начались после революции; в настоящее время в нашей стране проживает около 500 тысяч цыган, в том числе, группы «рома». К нашему удивлению выяснилось что, в большинстве, цыганские дети, да и их родители плохо знают историю своего народа и, несмотря на то, что они очень музыкальны, практически не знают народных песен и элементов народных танцев. В связи с этим  просветительскую деятельность взяла на себя мама, а музыкально-танцевальная программа была предоставлена мне. Месяц спустя к нам присоединилась моя подруга.

  Чтобы  установить более тесные и дружеские отношения, мы решили подготовить шоу-программу «Мисс Весна» к Международному женскому дню.  Принять участие в конкурсе красоты мы пригласили девочек из 9-го и 8-го классов. К нашему удивлению, на регистрацию пришла одна русская девочка. Но рассказы и убеждения моей мамы, о том, что цыганские девушки достойны принять участие в данном мероприятии дали плоды. В результате у нас появилось 6 конкурсанток, с учетом того, что в этих двух классах всего 20 учеников, из них 11 девочек. Нам очень хотелось сделать праздничный подарок для всех жителей поселка Липяги. Организаторская деятельность легла на плечи мамы. В оформлении зала помогала подруга. Я занималась постановкой программы и обучением конкурсанток дефиле. Мы смогли найти единомышленников, которые материально обеспечили  наше мероприятие.

 К нашему делу присоединились друзья и знакомые, благодаря чему две молодежные музыкальные группы безвозмездно приняли участие в концертной программе. С поставленной задачей мы справились успешно. В результате, по окончании мероприятия молодежь и взрослые цыгане обратились к нам с  желанием создать музыкальный коллектив и даже придумали  ему название «Бахталэ рома» (Счастливые цыгане). Таким образом, 5 марта 2009 года стал днем рождения самодеятельного цыганского музыкального  коллектива. 

 

 

    В сентябре 2009 года директор МОУ ДОД ЦДТ «Умелец» г.о.Новокуйбышевск Маргарита Владимировна Ардакова пригласила наш коллектив в свои стены. Здесь детское творческое объединение «Бахталэ рома» успешно осуществляет свою деятельность, а я его хореограф постановщик. Мама работает в нашем центре педагогом-организатором. С момента создания наш цыганский коллектив стал популярным не только в нашем городе, но и за его пределами. Нам удалось найти спонсоров для поездки группы участников коллектива в Московский музыкально-драматический театр «Ромэн». Эта была незабываемая поездка. Наша молодежь познакомилась с артистами театра, побывала на трех представлениях, хореограф театра Татьяна Черная провела  мастер-класс, руководство театра одарила всех подарками, состоялась личная встреча с Николаем Алексеевичем Сличенко, который благословил наше начинание и наш коллектив. 

     У цыган нет своего государства, для них государством является весь мир, который имеет название Романистан. По цыганским обычаям все люди делятся на "цыган" и "нецыган", последних  они называют «гаджо».  "Нецыган", которых они считают своими, называют «романисто». Теперь в среде цыган я и мама "романисто". Это многое значит.  А еще нас радует то, что смогли убедить цыганскую молодежь в получении образования. За короткий промежуток нашего общения один молодой человек окончил курсы по получению профессии, 5 девушек после  9-го класса поступили в техникум и колледж, где приобретают профессиональные знания.  Ребята нашего коллектива повысили свою самооценку, стали более общительные  с молодежью и подростками  других национальностей, принимают активное участие в областных, городских и внутриучрежденческих мероприятиях. За короткое время в копилке нашего национального коллектива появились десятки благодарственных писем несколько дипломов. В 2011 году в областном фестивале этнографических коллективов мы заняли второе место. Совместные чаепития и коллективные посещения учреждений культуры еще больше сплачивают нас с цыганскими девчонками и мальчишками, а  цыганские семьи приглашают с радостью наш коллектив на семейные торжества.

    Мы убедились, что толерантность разрушает границы между культурами разных народов. Очень важно быть толерантными друг к другу.

(0) Комментарий   

Рекомендуемые публикации

(0) Комментарии

Добавить комментарий

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Добавить комментарий
Заголовок
Текст (Обязательное поле)
Ваше имя (Обязательное поле)
Адрес электронной почты (если имеется)
Ваша персональная страничка (если имеется)
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.