МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Автор-составитель: методист Мелькина Оксана Валериевна
Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос волнует каждого из нас.
В вечном поиске позитивного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности и идеалы. «Особая сфера воспитательной работы,- отмечал В.А. Сухомлинский,- ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» (1).
Детство- это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В настоящей жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. По этому поводу Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси подчеркнул: «Пришла пора объединить усилия всех тех, кто ощущает в душе острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд учителей и наставников молодёжи, если мы не найдем новые действенные подходы в воспитании, мы потеряем страну». (2)
Акцент на развитии духовности личности в целях образования становится необходимостью. Духовно- нравственное воспитание на основе православных традиций формировало и формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать»- значит способствовать формированию духовно- зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. Духовность выступает основой преемственности поколений, ценностным основанием воспитания личности ребенка. Она определяет готовность ребенка к эмоциональному отклику, к милосердию, к самопознанию и совершенствованию.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство «нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования» (3). Духовные искания человека, в свою очередь, фиксируются в продуктах его художественно- эстетической деятельности - произведениях литературы, изобразительного искусства и декоративно- прикладного творчества. История свидетельствует, что эстетическое воспитание несёт в себе огромный духовный заряд, красоту и нравственный идеал. Через приобщение учащихся к православной и народной культуре посредством художественно- эстетического воспитания происходит возрождение утраченных духовно- нравственных ценностей.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.- С.78
- Морозов И.А. Взаимодействие семьи, школы и церкви в формировании единого культурно- образовательного пространства.// Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее. Самара, 2006.- С.347
- Говорухина А.В. Фольклор как средство эстетического и духовно- нравственного воспитания школьников//Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. Самара, 2003.-С.303
Духовно- нравственное воспитание в отделе декоративно- прикладного творчества МОУ ДОД ЦВР муниципального района Волжский Самарской области осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры обучающихся через участие в творческих конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества, проведения обучающих занятий православной направленности.
В течение нескольких лет в районе проходят ежегодные выставки декоративно- прикладного и изобразительного творчества «Рождественская фантазия» и «Пасхальный сувенир». Каждая работа ребенка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно- нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет не только на эстетическое развитие ребенка, но и на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает значимость и актуальность данного пособия.
Цель методического пособия: приобщение обучающихся к истории православной и народной культуры посредством изучения традиционных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи, способствующие реализации этой цели:
- Формирование у подрастающего поколения интереса к истокам традиционной православной культуры.
- Воспитание чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Обучение традиционным видам рукоделия.
Методическое пособие состоит из теоретического и практического материала, включающего мероприятия по проведению православных праздников. Автор считает необходимым поместить краткую информацию по содержанию истории православных праздников, тем самым, облегчая работу педагога в поисках специальной литературы по данному вопросу. Теоретические задания призваны заинтересовать обучающихся вопросами православной культуры, а практические закрепить знания, умения и навыки в рукоделии и кулинарном искусстве.
Методическое пособие адресовано обучающимся среднего школьного возраста, рекомендовано педагогам дополнительного образования, педагогам- организаторам, методистам образовательных учреждений.
Данное методическое пособие апробировано на базе МОУ ДОД ЦВР и школ муниципального района Волжский Самарской области.
Теоретический материал по теме: «Рождество»
История Рождества
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — величайший из двунадесятых праздников в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме; отмечается 25 декабря (7 января).
Предваряет праздник Рождественский пост, который начинается 15 (28) ноября. Два воскресенья (Недели), предшествующие празднику, посвящены памяти предков Христа по плоти и ветхозаветных праведников.
Богослужение этих дней отражает библейскую историю как подготовку Боговоплощению. Читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея (см. Мф. 1, 1-17). Это родословие напоминает о великой тайне: Бог становится Человеком, Братом людей, чтобы бесконечно приблизить их к Себе. События Рождества Христова описаны в Евангелии (см. Мф. 1, 18-25; Лк. 1, 26-2, 21).
О тайне воплощения Сына Божьего на земле кроме Богоизбранной Девы Марии знали, по откровению от Духа Святого, родители Предтечи, Захария и Елисавета. Нужно было сообщить эту тайну и третьему праведнику.
Рождение Иисуса Христа
Ангел Господень явился обрученному мужу Пресвятой Девы во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою. Родившееся в ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». С этого времени Иосиф не только был хранителем девства Богоматери, но и тайны воплощения Бога от Девы, предреченной пророком Исаией (см. Лк. 2, 1-21).В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надо было записаться в своем отечественном городе; поэтому Иосиф с Пресвятой Девой Марией, происходя из дома и рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем, где в связи с переписью было многочисленное стечение народа. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, но не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обычно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли.
Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот предстал им Ангел Господень, и ослепил Божественный свет. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленатого Младенца, лежащего в яслях». Вдруг явилось с Ангелом множество небесного Воинства; и слышно было, как они хвалили Бога и пели: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14). Kогда Ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «Дойдем до Вифлеема и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам?» И, нимало не медля, пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежавшего в яслях. Тут они рассказали, что им было сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, слушая, хранила эти речи в сердце Своем. Пастухи возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели. В восьмой день по Рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное обрезание и дали Ему имя Иисус, как и было заповедано Богом.День и месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указаны, поэтому не сразу была назначена дата празднования этого события. О празднике Рождества Xристова впервые упоминается у Kлимента Александрийского, который относит его к 6 (19) января под именем Богоявления. В Западной Церкви он с древних времен праздновался 25 декабря. Празднование в этот день Рождества Xристова окончательно установлено Церковью с IV в. В V в. для этого праздника были написаны священные песнопения.
С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице соединилось с естеством Божественным. В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатью человечества, Новый Адам и Восстановитель в верующих изначального благодатного состояния, присущего человеческой природе до грехопадения. Воссоединение в Богочеловеке человеческой природы с Божеством имеет отношение к состоянию всех верующих, объединяющихся в Крещении со Христом покаянием и верой. В церковных песнопениях говорится, что Рождество Христово умножило на земле боговедение, открыло людям путь к освобождению от греха и осуждения за него, путь к победе над смертью и Диаволом. Оно обусловило и послужило началом личного человеческого просвещения и обожания благодатью, отверзло людям рай и блаженство.
Сценарий "Рождественские посиделки"
Цели: развитие личности ребенка, нравственное становление на основе православных и народных традиций.
Задачи:
Приобщить детей к русским традициям и обычаям;
Развивать творческие способности;
Учить анализировать и понимать целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности;
Научить изготовлять рождественские композиции из различных материалов.
Оформление: Оборудована русская изба. Стол, покрытый скатертью, на столе самовар, подсвечник со свечами, баранки. Оформлена выставка предметов декоративно- прикладного искусства и рисунков. Участники в народных костюмах.
На лавке сидит хозяин, что-то мастерит; на другой лавке - хозяйка прядет.
Звучит фонограмма колокольного звона.
Выходят ведущие.
1. Ведущая:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
2. Ведущая:
Россия- мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала!
1. Ведущая: Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как люди жили в старину, чем занимались…. За окном зима….
2. Ведущая: Зима- зимушка, зимунья-так ласково называли в народе самое суровое время года. В народном сознании это время года отождествлялось со сказочными персонажами. Мороз, Морозко, Морозище. Закует Мороз, аж бревна трещат.
1. Ведущая: Но была и другая сторона, это время года богато праздниками. Различные были развлечения. Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Рождество, Пасху.
2. Ведущая: Издавна люди добрым словом провожали старый год, старались забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а, встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, добрых друзей. Перед новогодними праздниками юноши и девушки собирались на игрища и посиделки, пели песни и плясали. Давайте заглянем на такую вечеринку.
Ведущие расходятся по сторонам.
Хозяйка:
Зимний вечер темен долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.
Хозяин:
Эй, девчонки – девчушки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, мальчишки – молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Раздается стук в дверь, входят гости.
Девушка: Здравствуй, хозяюшка.
Хозяйка: Доброго здоровья, милая!
Девушка (обращается к хозяевам и к гостям в зале): Ах, батюшки! Сколько здесь добрых молодцев и красных девиц собралось! А вы знаете, какой нынче день?
Хозяин: Сегодня Спиридон именинник, Спиридон Солнцеворот.
Девуш ка: На Спиридона солнце – на лето, зима - на мороз.
Хозяин: На Спиридонов день медведь в берлоге поворачивается на другой бок
Девушка: Пусть косолапый себе лежит, да лапу сосет, да с боку на бок переворачивается. А мы сейчас встанем и хоровод заведем. (песня-игра “ Царь за городом гуляет”)
1. Девушка: Скоро Рождество.… А звезды на небе, как пшено, рассыпались.
2. Девушка: А коли на Рождество небо звездистое, богатый приплод скота и много ягод будет.…А не погадать ли нам, подружки? На Рождество девки гадали ,судьбу предсказывали, да и время подошло – на улице ночка темная.
3. Девушка: Отчего не погадать, сядем поудобнее и начнем.
1. Девушка: Хочу узнать, каков на вид мой суженый, красавец собой али нет?
Растоплю-ка я воск на ложке над свечой да вылью воск в воду….
2. Девушка: Воск расплавится, суженый появится.
1 Девушка показывает получившееся изображение.
1. Девушка: Ой, смотрите, подружки, каков он! Кудри-то до чего хороши! Только нос уж больно торчит!
3. Девушка : Видать, не красавец собой будет! Ну, да ладно, с лица воды не пить. Может, душой славен будет: добр да ласков.
1. Девушка: Твоя, правда, подружка!
2.девушка: Теперь я погадаю! Позову-ка я петуха, пусть покружится да укажет клювом, какой муж будет: укажет на пшено - к жизни сытой и богатой; на уголь - к долгому девичеству; на воду - муж будет выпивать; на монетки к богатству.
На полу выставляются блюда для гадания: в одном – пшено, в другом – вода, в третьем - монеты, в четвертом - уголек. Входит петушок (ребенок в костюме), встает в центр и кружится, девушки гадают и комментируют каждый выбор, приглашаются желающие из зала
3 Девушка: Ну что, довольны вы гаданием? Дайте и мне погадать! Узнать уж больно хочется, кто суженый будет. Кину-ка я башмак за дверь: кто возьмет, тот и суженый.
Снимает туфельку и бросает. Стук в дверь.
Девушки: Ах, суженый, неужели суженый?
Заходит молодец.
Молодец: С чьей это ножки туфелька упала?
Примеряет девушкам, гостям, замечает девушку без туфельки.
Молодец: Дай-ка я обую тебя, красавица, а то так и замерзнуть можно.
Надевает туфельку.
- Здравствуйте, люди добрые, здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Доброго здоровья, молодец, проходи!
Молодец: А я не один пришел, а с колядовщиками!
Колядующие: Здравствуйте, хозяева! Мы споем вам колядки, а вы нас угостите.
Поют, сопровождая действиями:
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Коляда, коляда.
Коляда молода.
Мы ходили, мы искали
Коляду, коляду.
Мы нашли коляду на Ивановом двору
Блин да лепешка. Кидай в окошко.
Девушка:
Что светел месяц – а и наш-то господин,
Как и красно солнце – то хозяюшка его.
Как часты звезды- то его детушки.
Дай. Господи,
Нашей хозяюшке
Пожилось, побылось,
На двор много лилось.
Хозяйка: Славно исхороводили, хозяюшку потешили.
Хозяин: Хозяюшку потешили, за гостей примемся.
А не загадать ли нам, гости дорогие, загадки
Ой, загадайте.
Загадываются загадки.
В воде родится, а воды боится (соль)
И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей (хлеб)
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок)
Нос торчком, глаза угольком, рот до ушей, хоть завязки пришей (снежная баба)
Девушка: А давайте поиграем?! (наряжают снежную бабу)
Песня-игра:
Мороз, мороз!
Через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба нос - крючком, получай снега ком.
(Можно повторить несколько раз с разными участниками)
Сбор снежков и песня:
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Не пришел бы праздник к нам,
Радостный, веселый.
Подарила нам зима,
Веселиться чтобы
Горки, санки и снежки, и колядки тоже.
Молодец:
Эй, девчонки – веселушки,
А какая колядка без частушки?
Частушки:
1. Девушка:
Хорошо колядка пелась,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки?
2. Девушка:
Баяниста Петю я
Давно я заприметила.
Играет он старательно,
Мигает завлекательно.
3. Девушка:
Дай, Бог, снежку
Гладеньку дорожку
Неудача чтоб ушла
От мово окошка.
Молодец:
Я приду с гармошечкой
Под твое окошечко,
Заиграй, гармошечка,
Откроется окошечко.
4. Девушка:
Как гармошка заиграла
У зеленых елочек,
Мое сердце защемило:
Это мой миленочек.
Молодец:
Замечательно поешь
Трелью соловьиною.
Только сердце не обманешь,
Завлекла и кинула.
Девушки:
Хватит коляду томить, пора и одарить…
Все:
Сеем, веем, посеваем,
С новым годом поздравляем.
Хозяйка:
Ой, спасибо за пожелания,
За ласковые слова.
Славные колядки спели.
Надо вас отблагодарить (угощают конфетами и баранками)
Ведущие:
С новым годом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Гости: Спасибо за угощение, спасибо этому дому пойдем к другому.
(С песней уходят)
Пора, пора гостям со двора,
Время убираться (2 раза)
Девушки выполняют практическое задание – на выбор изготавливают сувениры- рождественскую открытку, рождественский сапог или рождественского ангела. (См. Приложение 1 и Приложение 2)
Приложение 1
РОЖДЕСТВЕНКАЯ ОТКРЫТКА «ВАРЕЖКИ» Материалы и инструменты: Картон для открытки, ножницы, нитки для вязания варежек, спицы, золотой шнур, две малюсенькие прищепки (их можно купить в магазине "Канцтовары"), бисер или пайетки (блестки) для украшения, клей ПВА, кусочек плотной красной ткани, фломастер, чтобы сделать надпись. 1.Приготовьте открытку. 2.Картон согните пополам, приклейте на него лоскуток красной ткани, блестки, золотой шнур и прищепки. 3.Сделайте надпись "Желаю вам теплого и чудесного Рождества!". А) Наберите 12 петель. |
Приложение 2
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ САПОЖОК
Толстая ткань, к примеру, драп. Можно порезать старое пальто! Тонкая ткань (ситец). Швейная машинка (аппликацию лучше всего пришивать на ней в режиме плотного зигзага), новогодняя аппликация, вата, ножницы, нитки, гель с блестками, иголка, белая толстая нитка. Ход работы: 1. Выкроите два сапожка. 3. Пристрочите Деда Мороза к сапожку, выбрав на машинке нужный режим. Оставьте немного недостроченного края. При помощи ножниц набейте аппликацию ватой. Теперь дострочите открытый край. Пришейте также носочек и верхний кантик к сапожку.
4.Вышейте на сапожке толстыми белыми нитками снежинки (вручную). 5. Выкроите из ситца два точно таких же сапожка, как и из плотной ткани. Пришейте к изнанке, стачав только сверху.
Примечание: Хотя сапожок имеет внутреннюю подкладку из ситца, внутри видны швы. Можно сделать все по-другому. Сначала соедините две половинки сапожка из плотной ткани, чтобы швы оказались внутри. Сшейте точно такой же сапожок из ситца, только швами наружу. Теперь вставьте ситцевый сапожок внутрь основного (из плотной ткани). Сшейте их по верхнему краю, загнув кантик. В этом случае сапожок будет выглядеть внутри более аккуратно. |
Приложение 3
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ
Материалы и инструменты:
• ткань х/б белая или розовая 15 X 15 см»; • вата;
• нитки х/б №40; • кружево шириной 5 см длиной 15—20 см;
• проволока тонкая — 18 см; • клей «ПВА»; • ножницы;
• шерстяные нитки; • узкое кружево — 15 см или светлые бусины;
• две темные бусинки для глаз.
|
|
|
Сложите х/б ткань в два слоя и вырежьте головку, туловище, две ладошки и ступню. |
Детали головки сложите и сшейте по краю петельным швом, оставив незашитым отверстие в 2 см. |
Через отверстие набейте головку ватой. |
|
|
|
Для ручек и ножек понадобятся два кусочка гибкой проволоки. Обмотайте их ниткой. Концы нити зафиксируйте клеем. |
Проволочки согните в виде ручек и ножек. |
Детали туловища сшейте по краю петельным швом, оставляя незашитой шейку. |
|
|
|
Туловище плотно набейте ватой. |
Сшейте головку с туловищем. |
Кружево для платья сложите пополам лицевой стороной внутрь, срезы сшейте петельным швом. |
|
|
|
Выверните кружево на лицевую сторону, сделайте сборку из кружева по верхнему краю и закрепите на шейке. |
Используя рисунок кружева, вырежьте крылышки и пришей их к спинке. |
К ручкам приклейте ладошки. |
|
|
|
К ножкам приклейте ступни. |
Для волос возьмите шерстяные мягкие нитки. Обмотайте ими кусок картона шириной 7 см. |
Снимите нитки с картона и перевяжите их посередине. |
|
|
|
Пришейте к макушке пучок ниток-волос. |
Затем закрепите на головке каждую петельку. |
Край прически украсьте веночком из бантиков, сделанных из узкого кружева, либо из бусин. |
|
|
|
Темные бусинки будут глазками. |
Красной или розовой ниткой обозначьте ротик. |
С помощью ватной палочки нарумяньте щечки. |
Конспект занятия «Православные посты» |
Цели:
Тип урока: комбинированный, с театрализованными вставками План
Ход занятия Педагог: Христианские праздники и посты, предшествующие им всегда занимали важное место в жизни народа во все времена. Верующие люди, участвуя в праздниках, соблюдая посты, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких. Однажды к Иисусу Христу подошёл человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был, одержим злым духом. Этот человек уже приводил сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спрашивали Его: – Почему мы не смогли освободить больного от злого духа, мучавшего его? Иисус ответил им: – Духа зла можно изгнать только молитвой и постом. Мы знаем, что молиться – это значит обращаться к Богу. Но нам иногда кажется непонятным, что значит, пост и почему надо поститься. Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни. (Русская изба, на столе в тарелках соленые огурцы, капуста. Мальчик бегает по дому, подбегая к столу и с хрустом откусывает огурчик.) “...Все домашние очень строги, в затрапезных платьях с заплатками, и мне велели надеть курточку с потёртыми местами. Ковры убраны, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. В буфете остались самые расхожие тарелки. В передней стоят миски с солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, и срубленной капустой, – такая прелесть!...” Во время поста мы отказываемся от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. И этим пост помогает, укрепляет в нашем сознании, что мы “должны” сделать, а не то, что “нам хочется”. ! Пост – это ограничение разнообразия еды, излишнего общения, многоречивости, пустословия. Церковный год начинается осенью. И мы рассмотрим посты, соблюдавшиеся в русских семьях по-порядку. ! I пост – Рождественский. Начинается после Филиппового дня – 28 ноября и длиться 40 дней до 7 января. Этот пост строг, но не сильно. Кроме понедельника, среды и пятницы, в остальные дни разрешалось, есть всё, кроме мясного и молочного. Рождественский пост установлен для того, чтобы к дню Рождества Христова очиститься покаянием, молитвою и постом. В последний день Рождественского поста (6 января)- сочельник – положено есть сочиво и не принимать пищу до первой вечерней звезды. Примерное меню одного из обедов во время поста: 1-е блюдо. Суп картофельный (вода, картофель, морковь, лук, соленые помидоры, зеленый горошек, специи). 2-е блюдо. Котлеты из грибов (белые сушеные грибы, рис, специи, растительное масло) 3-е блюдо. Салат из черного хлеба (черствый черный хлеб, соленый огурец, специи, растительное масло). А также могут быть блюда: щи, рассольник, голубцы с капустой квашенной и фасолью, овощное рагу, винегрет, пельмени постные. Заканчивался шестинедельный пост величайшим, радостнейшим праздником 7 января – Рождество Христово. Начинается довольно продолжительный период зимних колядно-рождественских святок. (Русская изба, коротают вечерок внучка с бабушкой, как вдруг…Слышится шум, смех, чьё-то пение, выкрики.) Ряженные (поют частушки): Ой, да каждой зимушкой Всласть поем - стараемся, Внучка: Бабушка, а что это такое? Бабушка: А это, похоже, ряженые пришли, без них какое же Рождество! Заходите, заходите, гости дорогие, мы вам всегда рады. (Обращается к сидящим, внучке: Если в святочную ночь вы, открыв двери, увидите на пороге незнакомых людей в разной одежде, в масках, не удивляйтесь к вам пришли ряженые. Ещё с порога они обычно славят хозяев, а те в свою очередь, не должны остаться в дому - гостей положено угостить. Ну, встречайте ряженных! (Бабушка встает, кланяется в пояс). Ряженный 1: Добрый вечер тому, кто в этом дому Ряженный 2: Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества. Ряженный 1: Коляда пришла, нам забавы принесла! Ряженный 2: С колоска – полмешка, с зернышка – пирог, с полузернышка – блинок! Бабушка: Ну, внученька, угощай гостей дорогих! А с чем же вы к нам пожаловали, что в подарок принесли? Ряженный 1: Принесли мы вам шутки печеные, да загадки толченые, кто их угадает. Пусть сам себя и поздравляет! Ряженный 2: Маленький Данилка – застрял в дырке (пуговица) Ряженный 1: А вот вам и вторая, самая смешная: Ряженный 2: Всех загадок не отгадать, а пора нам и поиграть. Сейчас мы поиграем в игру с очень вежливым названием “А можно?” Я буду подходить к вам и просить что-то сказать или сделать, а вы, прежде чем выполнять, должны спросить: “А можно?” Если забудете, проигрываете. Например: Встаньте, пожалуйста! – А можно? Ведущий: Назовите имя; состройте смешную рожицу. Ряженный 1: Добрые хозяева, задержались мы у вас, пора и честь знать. На на прощание желаем: После зимних святок – масленица. А сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался период строгости, святости, воздержания- ! II пост – Великий, который длился 7 недель. Первые два дня и последний день рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни – соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Ассортимент блюд был и есть таков: Плов с грибами Каша по - монастырски Суп по - черниговски (с фасолью) Рыбная колбаска Фасоль в горшочке А конец Великого поста приходится на праздник Светлого Христово Воскресенья – Пасхи. Этот праздник центральное событие в духовной жизни христианина, живущего и в центральной части России и у нас на Урале. *Своей смертью Христос искупил от греха весь род человеческий: он принес себя в жертву и за живых и за умерших. С крашенья яиц начинается застолье. Ребятишки играют: //');//]]>
(2) Комментарий Постоянная ссылка
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором. |
Вдовина С.В., методист ТС РЦ :
03/09/2012, at 10:11 [ Ответ ]
Методическое пособие " Методика организации и проведения мероприятий в сфере православной культуры посредством изучения традиционных видов декоративно-прикладного искусства" имеет четкую структуру. Прописаны цели и задачи, которые определяют содержание представленного продукта. Материал изложен доступным, логичным языком. Актуальность пособия связана с интересом педагогов к данной теме и введением предмета Основы религиозной и светской этики в программу общеобразовательных школ.
Анна Андреевна :
04/09/2012, at 09:43 [ Ответ ]
Спасибо! Материал очень интересный. Я, как педагог дополнительного
образования, обязательно использую данный материал в своей работе.